Мораль
(Часть 1, продолжение следует)
-----------------
Мораль
можно (многословно) полагать как своего рода прикладную идеологию (своего рода
коридор коллективистской мифологии). Можно говорить о морали коммунизма,
христианства, православия, постиндустриального общества, мира ислама, но все
это полагаю достаточно размытые максимы, скорее дубинка в руках идеологических
управленцев, берущих на себя смелость (ответа) на вопрос - что такое хорошо и
что такое плохо.
Но
очевидно у (развитой, индивидуалистической) морали (вернее то что Русские
понимают под словом Совесть, а в англоязычном Сonscious - совесть
(индивидуальная мораль) совпадение (даже совпадание!) с понятием Сознания вообще.
Что
и по-Русски созвучно - ты сознательный? (в смысле совестливый).
Однако
я полагаю у Морали в современном индустриальном обществе есть и Иные функции,
кои я и пытаюсь системно описать. Не думаю, что эти фантомы морали нигде научно
не рассматривались, однако полагаю не в таком ракурсе.
-----------------
В
человека (любого) встроено несколько дублирующих программ, помогающих ему
ориентироваться (функционировать) в социальном пространстве. В таком понимании
они суть синонимы управленческого кода. Добавлю также что в динамически
изменяющемся мире и сами понятийные сетки (управленческого кода) внесомненно
подвержены трансформации (вкл модификации, косвенное дистанционное управление и
т.д. по сути подвержены целенаправленному подчас изощренному (sophisticated)
многомерному и долгосрочному манипулированию.
Приведу
несколько наглядных примеров- Язык, особенно его метафизически-концептуальная
составляющая (тут метафизический синоним космогонический ,и как тут не
вспомнить G.Orwell -1984- как внутренняя партия изъяла из языка сами понятия,
заставляющие усомниться. Об этой (языковой) категории управленческого кода я
писал немало, равно как и многие другие авторы.
Ритуал,
процедура, вневербальная настройка. Армия, Церковь, митинги большевиков
(великому Сталину слава, бодренькая музыка, а на деревьях висят картонные
муляжи колбас), имедж политиканов (френчи комиссаров, халат и шатер Каззофи,
тапочки и очки Ганди). Я упомянул эту не столь очевидную часть (как язык
жестов) управленческого кода, дабы стали очевидны его назначения - экономия
мышления и средств виртуальном (непривычном, неакцентированном пространстве.
Полагаю
можно подобрать и рассмотреть и иные не лежащие в плоскости логики компоненты
управленческого кода, таковы запах, паузы, мимика, жестикуляция и т.д.но
внесомненно они играют преимущественно вспомогательную роль, хотя их можно ср
легко освоить и использовать.
Но
полагаю- ключевым фантомом управленческого кода является именно индивидуальная
мораль в указанном выше смысле. Мораль здесь выступает важнейшим (ключевым)
композитом управленческого кода, своего рода компасом ориентации в незнакомом
социальном пространстве.
---------------------------
Современное
Индустриальное общество характеризуется вполне отчетливыми аттрибутами,
отличающими его от например традиционного. Мы их рассмотрим по отдельности,
отметив также, что при сопоставимых социальных формах (гос-во, связь,
соц.Институты, наука, индустрия и т.д.) в России (с 1975) и на Западе их
составляющие и их компановка существенно разнятся. В чем полагаю есть научный
интерес.
Современное
общество в высшей степени виртуально, далеко от осязаемости, или в научных
терминах давно перешло от близкодействия к дальнодействию. Физика различает 2
качественно Иные картины физической реальности, вспомним из школьного учебника
металлические шарики, катающиеся по плоскостям (чистая причинность, мир-механизм
по Ньютону) и например радиоприемник (эфир, проходимость волн), мобильник или
РС, где не понятно кто тебя еще слушает, что воздействует на скорость связи,
какие непредсказуемые помехи могут возникнуть (вирусы, спаммеры и т.д.).
Между
тем человеку свойственно жить в предсказуемом мире, контролировать хаос,
упорядочивать время как процесс развертывания разумных усилий (действий,
процессов). Еще более это относится к Институту (корпорации), шире и всей
техносфере. Наверное это может быть названо доминирующим вектором любой
упорядоченно- разумной деятельности.
Пример.
Крестьянин выращивал урожай, уповая только на свою соху, каурую и потребности
соседних Горожан, Господа Бога. Все отдельные (кусочки технологического
процесса) лежали в зоне его разумных усилий, собственно практически кр.него,
его воления ничто не оказывало воздействия на процесс (кр force majoree),
результат был
в
значительной степени предсказуем, опираясь на прежний личный опыт.
Сегодня
американский фермер страхует свой урожай (фьючерсы). получая кредиты под
будущий доход, где практически все инструменты носят характер виртуальный,
опосредованный, вероятностный. И как правило он повлиять на них не в силах.
Практически вся техносфера обладает качествами неуправляемости, не подлежит
воз- действию разумных усилий актора. Очевидно это сущностные атрибуты нашей
цивилизации.
-----------------------------------
Технологичность,
связь с целым (квантовость, квантированность), высокая степень абстрагирования
(виртуальность), релятивность, легитимизм могут быть названы его
важнейшими характеристиками.
1.Технологичность.
Под технологичностью мы понимаем систему взаимопереходов (взаимозаменимостей),
приводящей к программируемому (желательному) результату, не разрушающему самого
оператора (актора). С технологичностью (особенно социотехнологичностью) в РФ (и
СССР) скверно, чему есть разумные причины (обоснования). В быстро меняющемся
мире собственно и по преимуществу меняются соц.технологии, ментальность
задействованных людей. То что можно назвать соц.проектированием лежит в основе
Западного Проекта. Установка на модернизацию, улучшение-усложнение, подвижку,
на продуманную адаптацию сама по себе диктует сложную (косвенную)
обусловленность других компонентов, приводя их к подвижности (пластичности). Не
разбирая специально эту инструментальную подвижность форм (законодательство,
гос вмешательство, курсы цен и валют и т.д.) попробуем сфокусироваться на
достаточно остойчивых постоянных переменных как главнейших атрибутах
современной цивилизации.
Технологичность
манифестирует себя везде, издательство переходит к электронным носителям,
освоению пространства сети, но его (Учредителей) цели остаются неизменными
-получение прибыли, ком.работа с информацией, пребывание в определенном сегменте
(линейке) услуг и космогонических ценностей. Нередко при освоении новой
технологии даже внутренняя структура актора (игрока рынка) существенно не
меняется. Отсутствие технологичности приводит к вытеснению на периферию
соц.жизни, прекращению ком.активности. Скажем (чисто теоретически) уличные
неупорядоченные торговцы могли бы создать (используя сеть и социальные
контакты) эффективную МЛМ для (более эффективного) сбыта подобной же продукции,
однако, зная наши реалии, мы такую возможность даже не рассматриваем. Это
результат отсутствия (или слабости)прежде всего социальной технологичности.
Автаркия и безальтернативность (безнадега). РС Но подчеркну, что здесь т.не
равно комбинаторике (то же самое вид сбоку или когда кровати заменяют).
Коммуникативность.
В современном (многофакторном и мультитехнологичном) мире фактор
неопределенности (непредсказуемости) является доминирующим. Скажем кто может
априори сказать - будет ли довостребовано то или иное открытие, будет ли
обеспечен надлежащий сбыт, сможет ли компания (также по целой линейке
разнообразных факторов) выполнить свои обязательства (например перед бюджетом,
3 лицами). Так американские социологи науки утверждают, что вполне успешен в
указанном смысле лишь 1 из 10 стартапов. Понятно что подобные риски неприемлемы
для современного Индустриального общества, стремящегося к сбалансированности,
предсказуемости, продуктивному соц проектированию.
Поэтому
применяются (серьезно обкатанные, ставшие объектом научнаго исследования и
качественного преподавания в бизнес среде) вполне серьезные инструменты, кои
можно условно объединить как упреждающее применение) социальных коммуникаций.
В
попытках упорядочить время (структурировать процессы) используются сложные
процедуры, к сожалению пока нашедшие немного применения в России.
Диалоговый
режим. Сделка есть добровольный Договор, осуществленный по взаимному согласию
(при взаимном непротивлении сторон - 12 Стульев), что полагаю прежде всего
характеризует отличие рыночных механизмов от всех квази. Здесь (среди
партнеров, по ветке дистрибьютор- потребитель)недопустимы обман, черный пиар,
выкручивание рук, навязывание. Зомбируемость постсоветского населения ужасающа,
что даже позволяет говорить некоторым специалистам (повторяя вслед за
статистикой ЮНЕСКО) об угрозе национальной безопасности. Крыла- тое
"совки" (строительный мусор от строительства масонского храма
свободы) полагаю необходимо дополнить важным (трудноуловимым, вечно уплывающим,
остающимся за кадром) атрибутом - зомбосовки. Или просто Зомби. Пауза (помните
что любое ваше слово может быть использовано против Вас), противодействие
вовлечению в чужие Игры (инфопроцессы) могут быть также названы важными
средствами невербальной коммуника- ции не лежащей в ратио (вербальном) плане.
Актор как правило не знает априори насколько ему интересно (или не интересно)
какое-либо предложение, и грамотная бизнес процедура предполагает, что он как
минимум целост-но интуитивно оценит ее – интересно не интересно, в каких
параметрах и с кем, в каком качестве.
Стереотипичность
(сделок, людей, процедур). Я тут не противопоставляю стереотипичность креативу
(кто отрицает, что лучше получать 300% на вложенный рубль, нежели 3%), но
наоборот сведение всех могущих возникну ть (технологических) принципов к
самоочевидным, простейшим, предусмотренным бизнес-правом (что-то вроде кубиков
и мозайки). Тут я полагаю России также затор. Западное общество (благодаря
средневековой схоластике, протестантизму, более высокой степени абстрагирования
от бытийности, вербализации и скриптуализации) полагаю вполне успешно оперирует
с базисными категориями (принципами и в этом смысле оно
объективно-идеалистично), сводит их к единому (прозрачному основанию), покоится
на неких базисных принципах - и они ее часть. В этом плане (и нигилизм
большевичков к буржуазному и любому праву вообще, и вульгарный материализм) в
России можно говорить о принципиальном отсутствии каких-либо направляющих
принципов, как некой новой коллективной реальности Индустриального общества,
несоблюдении (неуважении) любого писанного и неписанного Закона.
Легитимация
и Институционализация. Большинство бизнес-процедур на Западе добротно прописаны
и вполне соблюдаются. Есть страховочные механизмы от неудач &
force-majoree. Собственно юристы предусмотрены именно для нередуцируемых
обстоятельств, т.ск. злого умысла, нежелания-неспособности добросовестно
осуществлять добровольно взятые на себя обязательства. Грубо - если только
(правомочный) Договор заключен, можно не беспокоиться об его осуществлении
(исполнении), идти спокойно работать.
2.
Вот мы тут описали некий механизм-регулятор современного индустриального
общества. Его аттрибуты самоочевидны, довостребованы, не привнесены из вне, но
являются продуктом предыдущего социального развития. Они включают в себя
межличностный управленческий код, регламентирующий значительную часть
функционирования Западного общества. Такие атрибуты как опережающее развитие
коммуникаций, квантовость, технологичность, прописанность процедур (вне
вербалистики, говорунов здравого смысла и политических идеологий) внесомненно
играют ключевую роль в сдерживании энтропии, умалении хаоса, попытки
структуризации времени как развертывания соц.проектирования. Причем этот
комплекс коллективных представлений я бы принципиально отделил (обособил) от
категорий научно-рациональных, формально-объективированных. Скажем из того, что
стране нужны инженеры для издателя вовсе не явствует, что частному издателю
надо печатать технические учебники. Или эмоционально-клишированных (вроде
суеверий и религиозно-политических предрассудков, стилей предвзятостей и вкусов),
хотя и они конечно оказывают определенное воздействие на осуществляемый
выбор
И
стоит вопрос - как это все (остальное) назвать?
Я
бы и назвал этот регуляторный механизм моралью современного индустриального
общества (инструментальной), новые интеллигибельные коллективные реалии
призваны упорядочить будущее не теряя самое себя (концептуальные установки) и
непосредственно вытекают из современной Индустриальной культуры PS я тут
концепцию постиндустрионализма не разбираю, полагая ее мало продуктивной для
задач данной записки. В случае заци кленности на этой категории (для
культурологов и downshifter- ов) просто поставьте на место инструментальной
морали категорию 3 - эмоционально-клишированные предвзятости как глубинный
источник актуальной мотивации.
|