Не стреляющие пушки и никуда не попадающие ракеты: "тонущие" верфи России тащат за собой гособоронзаказ
Недавно в крупнейшей судостроительной компании России -
государственной Объединённой судостроительной корпорации произошла серия
перестановок. Президент компании Андрей Дьячков отправился в отставку, а на его место был назначен Владимир Шмаков, ранее - первый заместитель генерального директора "Уралвагонзавода". При этом Дьячков лишь менее года назад сменил на посту главы ОСК Романа Троценко. Странная
переквалификация танкостроителя в корабела мотивируется вполне
недвусмысленно - Шмаков должен использовать свой опыт антикризисного
управления. Дополнительно "анонсированы" аудит всех заключённых
контрактов, и возможно, кадровые перестановки. Далее, по словам министра
промышленности и торговли Дмитрия Мантурова, госкорпорация получит возможность передавать часть работ по просроченным заказам зарубежным субподрядчикам. Иными словами, планируются достаточно радикальные меры, и это неудивительно. Так, по мнению вице-премьера Дмитрия Рогозина,
выполнение гособоронзаказа, сорванное судостроителями в прошлом году,
может быть сорвано и в этом. Между тем, состояние отечественного флота,
осторожно выражаясь, не внушает оптимизма. К началу "десятых" от
советской морской мощи осталось очень мало - так, вместо более чем
сорока атомных ракетных подводных лодок на Северном флоте сохранилось
лишь 18, на Балтике количество дизельных субмарин сократилось более чем в
десять раз - с 32 до 3, и в итоге подводные силы Балтийского флота
оказались меньше... польских. От огромного надводного флота,
включавшего более 160 кораблей дальней морской зоны, к 2011-му в строю
осталось 25 боеспособных кораблей 1 и 2 рангов - 1 авианосец, четыре
крейсера, шесть эсминцев, десять больших противолодочных кораблей и пять
сторожевиков. Впрочем, назвать "Кузнецов" полноценным авианосцем можно
лишь в состоянии безудержного оптимизма. В строю осталось лишь десять
палубных самолётов, силовая установка корабля ненадёжна. Ракетное
вооружение крейсеров, эсминцев и "тактических" подводных лодок, некогда
достаточно грозное, давно устарело. Российский флот откровенно слаб - и
при этом рассредоточен по четырём акваториям, не считая Каспия. Между
тем, океан таит для РФ весьма недвусмысленные угрозы. Лишённые
прикрытия подводные лодки со стратегическими ракетами достаточно
уязвимы. В то же время, наиболее опасный сценарий ядерной атаки против
РФ - это обезоруживающий и "обезглавливающий" удар скрытно
сосредоточившихся у побережья американских стратегических субмарин; при
залпе из Баренцева моря ракеты достигнут целей в Центральной России за
8-10 минут, и времени на ответную реакцию не будет. В итоге эффективный
"мониторинг" прилегающей части океана является для страны в буквальном
смысле вопросом жизни и смерти. РФ имеет в океане и обширные
экономические интересы - отстаивать которые простой установкой флагов на
дне очевидным образом не выйдет. Наконец, существуют и территориальные
споры - причём в случае с Японией речь идёт о стране, располагающей
огромным и современным флотом. Как следствие, кораблестроительная
часть госпрограммы вооружений оказалась весьма обширной и затратной - на
нужды флота было намечено выделить около четверти общей суммы, 4,7
трлн. рублей, при этом треть этой суммы было намечено потратить до 2015
года. В 2010-м предполагалось построить за пять лет 35 кораблей -
шесть атомных и пять дизельных субмарин, пять фрегатов, шесть корветов и
т.д. К 2020-му намечалось построить 54 надводных корабля и 24 подводных
лодки, провести обширную модернизацию и привести в боеготовое состояние
значительную часть кораблей, выведенных в резерв. В перспективе, в
2020-х планировалась постройка авианосцев и крупных атомных эсминцев. Однако
реальность оказалась радикально иной. 2011-й был отмечен спорами между
судостроителями и Минобороны по поводу "цены" контрактов (военные
небезосновательно подозревали корабелов в раздувании цен на 15-20%) и
длинной серией уголовных дел. Так, "Адмирал Кузнецов"
получил "подержанный", нестандартный и ржавый якорь, купленный
предприимчивыми поставщиками в Голландии за миллион рублей, притом, что
из бюджета было выделено четыре. В конечном итоге контракты были всё же
подписаны, однако неразбериха привела к снижению выпуска продукции на
16,2%. 2012-й принёс новую волну малоприятных сюрпризов. Так,
работы по возведению судостроительного комплекса "Звезда" на Дальнем
Востоке были благополучно сорваны, при этом ОСК была уличена в излишне
"творческом" подходе к составлению отчётов. В собственно судостроении
компания просрочила около трети контрактов. Корабли по прежнему
строятся крайне медленно - так первый фрегат серии 22350, заложенный в
2006-м, был спущен на воду в 2011-м, второй заложен только в 2009-м,
шесть остальных кораблей серии пока существуют только на бумаге. Между
тем, речь идёт отнюдь не о линкорах: 22350 - это достаточно небольшие
корабли водоизмещением 4,5 тыс. тонн. В итоге потерявшее терпение
Минобороны было вынуждено заказать два фрегата 11356 М, спроектированных
для Индии. Похожая ситуация сложилась и с неатомными подводными
лодками нового поколения, оснащёнными воздухонезависимой силовой
установкой. Проект "Лада" столкнулся с техническими трудностями и
"завис" - как следствие, Минобороны оказалось вынужденным закупать
откровенно устаревающие "Варшавянки"/"Кило". С чудовищным скрипом
идёт и разработка нового вооружения. Так, ЗРК "Редут", предназначенный
для установки на корабли нового поколения, из трёх испытательных пусков
промахнулся все три раза, при этом, вполне вероятно, дело не в обычных
технических неполадках, а в концептуальных ошибках проекта. Ещё
более впечатляющей выглядит история новой 100-мм артустановки АУ-190,
неплохо демонстрирующий нравы отечественного военно-промышленного
комплекса. При заявленной скорострельности в 80 выстрелов в минуту
орудие зачастую заклинивает уже после трёх. При этом, по словам
производителя, "после госиспытаний в 2001 году артсистема досталась нам
сырой и нестабильной. То стреляет, то нет. ОКР выполнили неправильно,
поэтому в ходе серийного производства постоянно приходилось вносить
изменения в конструкторскую документацию десятками и сотнями. А задержки
от того, что мы не выпускаем изделия с территории завода до тех пор,
пока они не будут нормально стрелять. За десять лет мы устранили большую
часть недостатков ОКР". Итак, сырое "супероружие" успешно прошло
госиспытания, было поставлено на вооружение и в производство. После чего
производители неторопливо исправляли "отдельные недостатки" в течении
десяти лет - не переставая вещать о "не имеющем аналогов в мире"
орудии... очевидно, чтобы заглушить доносящиеся из-за кордона
возмущённые крики индийцев, неосторожно установивших АУ-190 на несколько
своих кораблей. Будем справедливы к отечественной "оборонке" -
она, по крайней мере, не страдает низкопоклонством перед Востоком,
абсолютно беспристрастно срывая и внутренние, и зарубежные контракты.
Фрегаты для Индии строятся столь же долго, вдумчиво и медитативно, как
фрегаты для отечественного ВМФ. История многострадального авианосца
"Викрамадитья" не менее эпична, чем "приключения" не стреляющих пушек и
никуда не попадающих ракет - во время испытаний на нём вышли из строя
сразу семь из восьми котлов. При этом на индийцев, очевидно, произвела
впечатление та необычайная лёгкость, с которой их контрагенты отнеслись к
этой не стоящей внимания мелочи: "русские фактически уверены в том, что
их привилегированное положение будет вечным. Однако оборона, это вопрос
национального выживания, и тут нет места сантиментам". Не менее
занимательна история атомной подводной лодки "Нерпа", которая должна
быть передана в лизинг Индии. Трагедия 2008-го года на субмарине, когда
20 человек погибли от отравления ядовитым огнегасящим составом, с очень
большой вероятностью связана не с "человеческим фактором", а с
неправильной работой автоматики - сбои аналогичных систем случались и на
других ПЛ российского флота. Неделю назад всплыл очередной набор
неприглядных фактов - как выяснилось, из миллиарда рублей, выделенных на
достройку субмарины, до Амурского судостроительного завода дошла лишь
половина. Остальное исчезло в неизвестном направлении.
В целом, очевидно, что без весьма радикальных мер о выполнении
впечатляющих планов Минобороны можно забыть. Проблемы кораблестроения
вполне типичны для нашей военной промышленности, однако масштабность и
сложность судостроительных проектов возводит их в квадрат. На верфях
можно красть с особенным размахом; здесь же открывается особый простор
для откровеннейшего разгильдяйства. Во флот, как в инфраструктуру, при
остром желании можно "закопать" почти произвольные суммы.
|