ЭТО БУДЕТ ДРУГАЯ ЖИЗНЬ! Беседа Михаила Леонтьева с академиком С.П.Капицей
Капица Сергей Петрович
Родился
14 февраля 1928 года в Кембридже, где в это время находился в научной
командировке его отец — выдающийся физик, будущий лауреат Нобелевской
премии Петр Леонидович Капица. Мать Сергея Петровича — Анна Алексеевна
Крылова, дочь знаменитого кораблестроителя А.Н. Крылова. Крестным отцом
Сергея Капицы был великий физиолог И.П. Павлов. Окончил Московский
авиационный институт, в 1961 году стал доктором физико-математических
наук. Работал в Центральном аэрогидродинамическом институте, в Институте
геофизики, в Институте физических проблем им. П.Л. Капицы РАН. В
течение 35 лет заведовал крупнейшей в стране кафедрой физики в
Московском физико-техническом институте. Сейчас — научный руководитель
РосНОУ (Российского нового университета) и главный редактор журнала «В
мире науки», активно изучает проблемы информационного общества,
глобализации, демографии. Более 35 лет является ведущим программы
«Очевидное—невероятное», впервые вышедшей в эфир Центрального
телевидения 24 февраля 1973 года. Сейчас программа выходит на телеканале
«Россия». Член Европейской академии, Всемирной академии искусств и
науки (Вашингтон) и других научных обществ. Лауреат премии Калинги
(1979), вручаемой ЮНЕСКО выдающимся популяризаторам науки,
Государственной премии (1980), премии РАН за популяризацию науки (1996).
Лауреат премии правительства РФ за 2002 год в области науки и
образования за исследование «Синергетика и прогнозы будущего». Работы
профессора Капицы в области прикладной электродинамики привели к
созданию электронного ускорителя — микротрона. Сергей Капица — автор
книг «Микротрон», «Жизнь науки» и «Общая теория роста населения»,
вышедшей как доклад Римскому клубу. Входит в число признанных
интеллектуалов планеты наряду с такими видными мировыми деятелями, как
Рихард фон Вайцзеккер (Германия), Сун Цзянь (Китай), Жак Делор (Франция)
и другими. — Начнем
с того, что вы совершили открытие в демографии. В которой открытия
особенно-то и не совершаются. Каким образом человек, занимающийся
совершенно другой наукой и имеющий такую родословную в этой науке, вдруг
оказался в демографии? — Это получилось из-за глобальной
проблематики. Еще мой отец интересовался этим кругом вопросов. В конце
XIX — начале XX века эти проблемы интересовали Вернадского. — То есть это имеет отношение к ноосфере? —
Ноосфера — это концепция о примате сознания в развитии человечества. Мы
пьем, едим, размножаемся — точно как животные. А сознание — это то, что
отличает нас от животного, то, что Павлов называл второй сигнальной
системой, — возможность накопления и передачи информации. По
существу, то, что я сделал, — придал этим представлениям современную
количественную форму. Но концепции уже были. Вернадский, открывший
ноосферу, и Павлов принадлежат русской интеллектуальной традиции. Это
первое. Второе: в свое время я был связан с дискуссией о ядерном
вооружении, об опасности ядерной войны и близких проблемах — таких, как
«ядерная зима» и «звездные войны». Теперь сменилось поколение, и люди
нового поколения думают о ядерных бомбах так же, как и раньше, что вот
эта — маленькая бомба, а эта — большая. Они не понимают, что ядерное
оружие — качественно другая вещь. Вы можете просто уничтожить
такой город, как Дрезден или Гамбург, — килотонны бомб сбросить с
самолета. А если перевести все это в другой масштаб — единовременной
силы поражения, то все сливается в огне коллективного возгорания, когда
сгорает все. Если вы будете сто ночей подряд бомбить одиночными
самолетами, то этого не получится. А если вы будете бомбить тысячами
самолетов сразу, то это даст эффект другого масштаба. Коллективное,
объединенное действие — оно существенно больше, чем сумма отдельных
слагаемых. Это то, что математически выражено: икс в квадрате. Так,
оказывается, что рост человечества пропорционален не сумме действий
отдельных людей, а квадрату их действий. — Вы можете для абсолютно неподготовленного читателя объяснить, в чем суть теории? — Вот
это я и объясняю… Это как прелюдия. В свое время Эйнштейн и Рассел под
влиянием взрыва водородной бомбы подписали знаменитое воззвание и
призывали мыслить иначе… Анатолий Петрович Александров (президент
Академии наук СССР — «Профиль») рассказывал: «Когда Игорь Васильевич
Курчатов вернулся после испытаний водородной бомбы в Москву, я поразился
каким-то его совершенно непривычным видом. Я спросил, что с ним, он
ответил: «Анатолиус! Это было такое чудовищное зрелище! Нельзя
допустить, чтобы это оружие начали применять». Получилось так, что
я был связан с обсуждением этих вопросов и видел, какое непонимание
здесь возникает. А потом… просто стечение обстоятельств. Во-первых,
рухнула вся наука, которой я тогда занимался. Во-вторых, на базе тех
исследований, которые я делал в самом начале своей карьеры, меня выбрали
в Международную академию астронавтики. Когда вас туда выбирают, то
нужно себя продемонстрировать. Я сказал, что уже давно не занимаюсь
аэродинамическим нагревом, хотя это существенная проблема в космонавтике
— нагрев при полете или при вхождении в атмосферу. Я предложил
рассказать про глобальные проблемы, которыми я начал тогда заниматься … Я
всегда думал, что ключ к глобальным проблемам — это не ресурсы: не
вода, не энергия, а динамика роста населения. Я начал с тривиального
дела — построил график: как росло население нашей планеты. Берете любой
справочник по демографии, географии или энциклопедию и строите кривую,
описывающую рост населения Земли. Вы обрабатываете ее и видите, что
развитие оказывается пропорциональным квадрату населения Земли. Это
зависимость, в корне отличная от линейной или экспоненциального роста,
поскольку после медленного роста в прошлом наступает гораздо более
быстрый взрывной рост. Так кривая уходит на бесконечность как раз в это
время, в котором мы сейчас живем, где-то в двухтысячном году, и мы уже
«сидим» на этом пике. Если бы поддерживался прежний режим роста, нас
сейчас должно было быть не 6, а 8—10 млрд, мы должны были удваиваться за
10 лет, что никак невозможно... Поразительно, что этот закон
квадратичного роста был неизменен на протяжении миллионов лет. Миллион
лет человечество росло и размножалось согласно этому закону, что само по
себе поразительный факт… Таким образом я как физик понял, что мы
имеем дело с квадратичным, коллективным взаимодействием. Во-первых, эта
формула не применима к отдельно взятой стране, потому что сумма
квадратов не равна квадрату суммы. Второе: это указывает, что в корне
всего явления лежит коллективное взаимодействие так же, как и в
возгорании города, о котором мы говорим, и это качественно новое явление
по сравнению с тем, о чем думали раньше. Более того, такие формулы
пишутся более или менее автоматом не в первый и не в последний раз.
Главное — это их интерпретация со всеми историческими, демографическими и
прочими данными. Тут возникло два обстоятельства. Во-первых, демографы
наотрез отказывались вставать на такую точку зрения, потому что
традиционно задача демографии — объяснять демографическое поведение
каждой отдельной страны — Англии, Франции, России, Японии, Китая — в
свете конкретных социальных и экономических условий… — Хоть бы и культурных… — И
культурных, исторических: промышленная революция, динамика толчков… Это
был стандартный путь объяснения этой проблемы. Но раз вы говорите, что
нужно объяснять развитие всего человечества, то как вы можете в одну
корзину класть примитивные племена Южной Америки и Африки и развитые
страны мира? Второе, что тоже очень важно: масштаб времени в
истории меняется. Это все понимают, но никто не объяснял этого и не
придавал этому количественного значения. Например, возьмите любую книжку
по антропологии… Древний мир или каменный век. Отрезочки, эпохи — их
надо рисовать, чтобы они выглядели удобоваримо, и это делают не на
линейной, а на логарифмической шкале. Тогда 10 тыс. лет неолита и
миллион лет палеолита можно рисовать на одном графике, хотя они
отличаются в тысячу раз. Вот этот взрыв населения, который происходит,
связан вот с этим уплотнением исторической длительности развития. Теперь
же мы не можем дальше уплотнять время, оно уже уплотнено до предела,
определяемого уже самой длительностью жизни человека. В результате
наступает кризис роста, то, что в физике называют «фазовым переходом». Вот
вы греете воду, и пока вы ее греете, вы ничего не замечаете. Когда же
она закипела, все коренным образом изменяется. Ее температура больше не
растет — все уходит в пар. — То есть мы перестали расти, потому что стали уходить в пар. — Мы
стали уходить в пар: мы меняем наше состояние. Так же, как,
предположим, тает лед. Люди купаются в двадцатиградусный мороз. Да, в
воздухе 20 градусов мороза, а вода-то — нулевая. В воде теплее, чем на
воздухе, на 20 градусов. Будет 50 градусов мороза, а в воде-то все равно
будет ноль. Потому что на границе льда и воды происходит тот же фазовый
переход. Нам надо либо подвести тепло, чтобы растаял лед, либо отнять
тепло, чтобы вода превратилась в лед. То же самое с человечеством. Оно
претерпевает такой фазовый переход. Фазовые переходы — это
громадный отдел физики, быть может, важнейшая ее часть. За исследования
этих явлений присуждено более десятка Нобелевских премий, в том числе и
за открытие моим отцом явления сверхтекучести в жидком гелии. В гелии,
если понижать его температуру, когда он переходит в жидкое состояние,
вроде ничего не происходит, но на самом деле внезапно качественно
меняются его свойства. В нем пропадает вязкость, она становится даже
меньше, чем вязкость газа! То же происходит с человечеством, только с
человечеством это занимает около ста лет и касается основных явлений,
происходящих в обществе. — А дальше что? — Дальше
мы переходим в качественно новое состояние. Во-первых, происходит
глобальный демографический переход, и прекращается рост населения Земли.
Это главное. Перелом, который вы сейчас видите, это колоссальное
изменение во всей истории человечества, гораздо большее, чем все
революции в истории, и даже неолитической революции при переходе
человечества от собирательства и охоты к оседлому образу жизни. Мы еще
просто плохо понимаем масштаб происходящего. Более того, если
неолитическая революция заняла тысячелетия, то демографическая революция
занимает меньше ста лет! С этим переломом несомненно связан распад
империй за прошедший век, в том числе и распад СССР. Очень существенен
распад общественного сознания, который сейчас есть, — преступность,
беспомощность власти… — Отказ от традиционной культуры, цивилизационный кризис… — Отказ от семьи, распад семьи, потому что семья связывает целые поколения. То же видно в искусстве и идеологии… — Есть
мнение, что это свойственно не всей человеческой культуре, а только
отдельным цивилизациям, так называемой западной, например. — Я
не думаю, что это так. Эти симптомы есть не только на Западе. И мы еще
не научились интерпретировать текущую историю, разворачивающуюся очень
стремительно в свете развитых представлений. Разрыв между развитыми
странами и развивающимися — около 50 лет, не больше. А я рассуждаю о
явлении, которое занимало тысячелетия, даже миллионы лет. Обществоведы
же все хотят объяснять в деталях. Думали: будет паровоз, радио, и будет
счастье? Нет, я бы и саму западную идеологию рассматривал как результат
этих стремительных перемен. С моей точки зрения демографические процессы
первичны, и в наше время самый главный индикатор кризиса — это малое
число детей на каждую женщину. В первом приближении на простое
поддержание населения у каждой женщины не хватает одного ребенка. И это
во всем богатстве так называемых развитых стран, обрекших себя при
поддержании этой тенденции на быстрое вымирание. Этот кризис совершенно
реален, в отличие от угрозы изменения климата или исчерпания
энергетических ресурсов. На этом фоне цивилизация — это уже слишком
мелкая категория для анализа происходящего. — Я имею в
виду именно мелкую категорию. Существует западная цивилизация,
генерирующая некую культуру, которая ведет к ее самоуничтожению. Эта
«западнизация», «вестернизация» поведенческая, демографическая — она
универсальная? Она захватит все? — Она действительно
универсальна. Она захватила Европу, нас, Америку, Канаду, Австралию. И
Японию, кстати. А это типичная островная восточная культура, очень
традиционная, и Япония прошла точно этот самый путь. И это не потому,
что американцы что-то там насадили. — Раз вы даете количественные оценки — какая будет динамика процесса? — Она
будет такая, как мы нарисовали: мы переходим на нулевой рост населения.
Более того, к этому выводу на основании своего эмпирического опыта
приходят и демографы в оценках будущего в диапазоне столетних прогнозов.
Причем для этого есть некоторые фундаментальные соображения. Так, у нас
есть прошлое для проверки наших выводов. С одной стороны, миллион лет
назад население практически не росло, но оно удваивалось за миллион лет. — Это регулировалось биологически? — Да.
Но есть «но». И это самое поразительное: если бы факторы, которые
регулируют рост человечества, были бы только биологические, лишенные
роли сознания, то мы были бы как волки, обезьяны, медведи… Мы бы
размножались, как эти твари, и были бы в равновесии с природой. Это,
кстати, регулируется тем, сколько тебя едят, сколько ты ешь. Это
равновесие экосистемы. Экосистема устанавливает то, что мышей много,
слонов мало и так далее. Бывает мор, катастрофические процессы, но в
целом живая природа как система находится в таком динамическом
равновесии. Теперь человечество. Если вы возьмете любую книгу по
антропологии, то там пишут, что полмиллиона — миллион лет назад
человечество не росло. Оно было статично. Но надо смотреть в другом
масштабе времени. В палеолите население удваивалось за миллион лет. В
Средние века население мира удваивалось за тысячу лет — в 1000 раз
быстрее. В ХХ веке удвоение происходило за 30 лет! При этом там были
огромные колебания. Чем дальше в прошлое, тем колебания больше. В наше
время эти колебания малы. Порядка 10 млн. — Это, наверное, все-таки большая автономность от окружающей среды? — Да.
Автономность от окружающей среды была всегда: в том же палеолите
человечество пережило с десяток ледниковых периодов и выжило при
совершенно другом уровне развития, чем сейчас. Таким образом, мы
развивались по гиперболической траектории квадратичного роста с
поражающим постоянством, причем не последние 500—1000 лет, а с глубокого
прошлого. Более того, биологически человечество с тех пор почти не
изменилось — это тоже очень важно. В этом и заключается загадка
того, почему люди так цепляются за божественное происхождение человека.
Это не «поповская дурь», как говорится, — есть более существенная
причина. Различие между нами и «меньшими братьями» слишком велико.
Различия между кошками, собаками, медведями и даже обезьянами
второстепенны по сравнению с превосходством человека. Поэтому нас в
тысячи раз больше, чем их. Наконец, у нас есть разум, чтобы понять, что
происходит. В сто тысяч раз больше… И если физики наблюдают такие
изменения, то они понимают: случилось что-то из ряда вон выходящее. Это
очень точно указывает на то, что происходят фундаментальные изменения.
100 или 300 лет назад мы не замечали тех явлений, которые замечаем
сегодня. Когда вы попадаете в эту эпоху фазового перехода, как сейчас,
то первое, что происходит, — меняется порядок, организация в системе…
Например, переход воды в лед или наоборот…{PAGE} — То есть вода — один порядок, а лед — уже другой? — Да.
По мере развития этот порядок теряется, но больше всего он теряется
сразу после перехода. Сейчас то, что происходит с человечеством, есть
резкое изменение порядка внутри системы: старый порядок разрушается, а
нового пока нет, и все это происходит на очень узком диапазоне времени.
Мы живем как раз в этот момент: старый порядок распался, а новый не
созрел. Причем это чистая физика, но в физике это можно рассмотреть
только довольно изощренными методами. Пример такого перехода — ударная
волна от взрыва атомной бомбы: перед этой волной цветут цветочки, птички
кукарекают, одуванчики растут, бабочки летают… Раз — пробежала ударная
волна со скоростью, в два раза большей, чем звуковая волна,— и возникает
резкий переход, и все летит кувырком. Ширина перехода в ударной волне
по ряду причин невероятно узкая — меньше микрона на расстоянии
километров от взрыва. Вот так же и с человечеством. — Вы хотите сказать, что та область, в которую мы попали, тоже довольно узкая? — Она
определяется временем жизни человека, около 50 лет. Более того, переход
происходит синхронно. Это типичное явление резонансного нелинейного
сужения… Есть такая легенда: шли солдаты через мост, шли в ногу — и мост
под ними развалился, так как наступил резонанс между шагами солдат и
колебаниями моста. — Когда солдаты переходят мост, им дают команду «вольно», чтобы избежать резонанса? — На
самом деле я был свидетелем другого явления. Мне было лет 20, и я пошел
на праздник Военно-морского флота в Ленинграде. Через реку, одну из
Невок, был деревянный мост. Я шел с толпой по этому мосту, который начал
под нами раскачиваться из стороны в сторону. Тогда толпа побежала, а мы
все больше раскачивали мост под собой, хотя сначала шли не в ногу. Но
колебания моста заставили людей бежать в ногу, отчего еще сильней
раскачали мост. Публика испугалась, многие попадали, но никто, к
счастью, не пострадал. Так в системе мост и толпа, как коллективной
системе, возникли автоколебания, когда бег людей вызывает качание моста,
а качание моста синхронизует бег людей. Кстати, это замечательная
механическая модель лазера, только в лазере это происходит на
молекулярном уровне. То же самое и с человечеством. Всякая модернизация
вызывает изменения, а эти изменения, распространяясь, уже сами
взаимодействуют между собой. Так, в Африке на 30% в год растет число
мобильных телефонов, хотя придумали их далеко от этого континента. — Но если этот период очень короткий и плотный, то что будет дальше? — Этот
период для всего человечества — меньше 100 лет… Дальше будет другая
жизнь. До этого был стремительный рост, кризис привел сейчас к тому, как
будто бы мы сейчас вымираем . На самом деле через 50 лет мы выйдем на
новое плато… на уровень постоянного населения при нулевом росте. — Демографического?
Как это повлияет на все остальное? Не означает ли это нулевой рост во
всем остальном? Грубо говоря, современный капитализм, построенный на
экспансии потребления. В этих условиях он работать не будет. Да он и не
нужен? — Он не нужен. Совершенно верно. За последние 100
лет произошло колоссальное возрастание производительности труда — один
автомобиль производится за 10 рабочих часов! Сельское хозяйство в
развитых странах — это сейчас 1—2%. Могло быть и меньше, но просто их
субсидируют, некуда деваться. Энергопотребление в Америке сейчас растет
пропорционально населению, до этого оно росло гораздо быстрее, так же,
как и у нас. Производство питания: его сейчас в мире достаточно. Но это
не значит, что люди не умирают от голода… Так, в Индии есть годичный
запас продовольствия и есть кризис с его распределением… Кстати, я
сильно-сильно сомневаюсь, что через 40 лет кончится нефть. 40 лет назад
мы тоже говорили, что она кончится. По-видимому, в океане нефти еще
очень много. Но это не значит, что мы не должны думать и решать проблемы
энергетики будущего. — Есть альтернативные источники энергии… Потребление все-таки будет сокращаться. — Потребление
будет сокращаться. Вообще, повторяю, это будет другой режим жизни. Мне
кажется, во всяком случае, такая модель очень простая (меня всегда
упрекают, почему я не учитываю ресурсы, пространство, культурные
различия и так далее). Главное — наличие вот этого взрывного характера
роста, того, что математики называют режимом с обострением, когда все
остальное не имеет значения. Потому что взрывной рост человечества — это
переход в новое состояние. Раньше такого перехода не было никогда. Вот и
все. Поэтому и формула очень простая. А результат заключается в том,
что она позволяет смотреть и в прошлое, и в будущее, когда структура
времени будет другая, и не совсем понятно, какая она будет. — То есть у нас могут восстановиться временные периоды, близкие к архаичным? — Нет.
Этого никак не будет. Что очевидно — при современных производительных
силах человечество будет развиваться не количественно, а качественно, и
это главное. Поэтому следует ожидать все большего вклада науки и
техники, когда производство и распространение знаний станет главным. И
не надо будет иметь 100 автомашин на каждого человека. Насыщение
возникает уже сейчас, что видно по пробкам на дорогах Москвы, и будет
только увеличиваться. — Грубо говоря, «апокалиптическая», в
некотором смысле, схема, заключающаяся в том, что потребительское
общество самоуничтожится и перейдет в другую фазу? — Да,
даже олигархи не знают, что делать со ста машинами. Само собой возникает
противоречие. Однако, что очень существенно, в момент такого перехода
резко возрастает неравномерность в распределении ресурсов и богатства, в
самом переходе растет экономическое и социальное неравновесие в
обществе. Наивная вера в то, что стихия рынка все уравновесит, не
работает, поскольку изменения происходят слишком быстро, стремительно
нарастая перед переходом и обостряясь по мере убыстрения роста. В такие
моменты происходит распад и преемственности сознания. Такие симптомы
распада сознания видны повсюду — в философии, искусстве, науке. Распад
традиций, обычаев распространяется очень широко и глубоко. — То есть предполагается, что должна формироваться другая традиция? — Да,
должна, но это занимает долгое время. Это самый важный процесс, который
должен сейчас происходить. Это связано с глобализацией науки. Причем
наука была глобализирована уже с эпохи Возрождения, и с тех пор она
развивалась глобально. При этом задача национальной науки — подчиняться
не местным требованиям, а вкладывать в мировую науку. Как в анекдоте.
Еврей идет по Гомелю, другой его встречает и говорит: «Какое у тебя
красивое пальто. Где покупал?» Отвечает: «В Париже». «А где Париж?» —
спрашивает тот. «А это тысяча километров от Гомеля». «Надо же, —
удивляется тот, — так далеко от Гомеля, а так хорошо шьют». У нас еще
бытует такое местечковое сознание. Мы во многом оторвались от мировой
науки именно из-за оттока наших молодых и наиболее активных кадров за
рубеж. Так, у нас фактически на порядок уменьшились контакты с мировой
наукой по сравнению с советским временем. Более того, удивляет
беспомощность формирования научной политики, где все свелось к поиску
денег. — А как вы видите, в самой общей форме, что надо делать с организацией науки? — Самое
главное — это высшее образование, упорядоченное высшее образование.
Причем не мелким подражанием Западу, вроде ЕГЭ и магистратуры, а
подбором кадров, подбором людей, систематической и долгой работой
готовить кадры для новой эпохи стремительных перемен, где так важна
общая образованность молодых ученых. — Насколько у нас могут быть реанимированы советские модели науки и образования? — Я
бы начал с образования. У нас в основе лежит европейская система
образования, и она оказалась очень состоятельной, что видно по тому,
насколько наши специалисты и ученые оказались востребованными в мире. С
моей точки зрения, это самое достойное, что есть сейчас: система
фундаментального образования. Это то, что нас спасало и спасет. При этом
надо учить малое число людей пониманию, а большое число людей — знанию.
Знание и понимание — две разные ипостаси образования. Более того, отбор
учащихся следует делать так, чтобы предоставлять образование достойным.
Деньги в этом случае не цель, а средство. — В принципе, наверное, нельзя обучать большое число людей пониманию? — И
не надо. Это требует особого склада ума. Вы должны создать такие
условия, чтобы люди, способные к этому, откуда бы они ни приехали,
учились пониманию. Обучить на знание проще. И зайца можно обучить спички
зажигать… Вот это главное. Потом, конечно, нужно иметь разумную и живую
связь с мировой наукой. До сих пор мы в основном отдавали. Так,
стоимость наших кадров в США исчисляется многими миллиардами долларов. К
сожалению, никто толком не изучал влияния колоссального выброса русской
и советской науки в мировую науку. То же в музыкальной жизни… — Кстати, во второй раз уже отдали. Сейчас гораздо больше. — Просто
было гораздо больше чего отдавать. Отдавали лучшее. Уехали инженерные
кадры. Инженерная школа была лучшей у нас. Что с немцами произошло:
поражение во Второй мировой войне, до того — изгнание интеллектуальной
силы из Германии, в первую очередь евреев, подорвало немецкую науку,
причем до сих пор последствия этого не могут преодолеть. — Они очень стараются, большие деньги тратят на это. — Колоссальные деньги, но это не очень помогает. — У нас есть одно преимущество — мы никого не гнали, они сами побежали. — Гнать
можно не только силой, но и деньгами, отсутствием внимания и моральной
поддержки. Вот я и говорю, что нам нужно сейчас через систему высшего
образования использовать те кадры в науке, которые у нас еще есть.
Сейчас у нас трагедия с молодой профессурой: людей в 30—35 лет — их нет,
и в университетах деды учат внуков... — В конце концов,
если наука глобальна, то кто нам мешает сейчас таким же образом этих
людей возвратить или других пригласить?! Есть же деньги… — Во-первых,
это не делается, и нет даже решения об этом. Так Сталин сделал с моим
отцом: его как советского гражданина оставили в Союзе. Однако Сталин
создал для него условия работы лучше, чем у него были в Англии. Именно в
Москве было открыто явление сверхтекучести и созданы основы кислородной
промышленности. Но вы знаете, что это привело к ревности со стороны
всех окружавших отца, дескать, почему Капице можно, а мне нельзя?! Вы не
представляете себе, какие там были подспудные течения!.. — Вот
в физике нужна материальная база для экспериментов, а математику вообще
ничего не нужно, кроме канцтоваров… У нас была лучшая математическая
школа. Математику нужно кормить семью, но ему не нужна экспериментальная
база, ему не нужны институты — он может дома сидеть. — Это
очень наивный взгляд. Математику особенно важна атмосфера поддержки и
понимания. Ему нужны и коллеги, и ученики, ему нужны контакты с мировой
наукой, Более того, современная математика требует не только выдающихся
способностей, но и колоссальной концентрации сил. Таким ученым, как и
музыкантам, труднее адаптироваться к современным коммерческим условиям
оценки их труда. У нас даже снабжение специализированными изданиями
находится на первобытном уровне, особенно в провинциальных центрах. Мы
во время войны получали журналов больше, чем сейчас… Посмотрите,
Индия — это самый любопытный пример. Они сейчас экспортируют программный
продукт на 40 млрд долларов в год. Россия, кажется, на 1 млрд. А
решение о развитии современных исследований в прикладной математике в
Индии было принято более 20 лет назад. Это было волевое и
целенаправленное решение правительства. Причем у меня есть такая
догадка, что это было сделано с учетом природы индийского ума. — А что в природе русского ума? — Я
вам расскажу об индийском феномене Рамануджана. В начале ХХ века
известному английскому математику Харди в Кембридж из Индии прислали
тетрадку, в которой было около 2—3 тыс. теорем, относящихся к
математике. Часть этих теорем были даны без особых доказательств, другие
были известны. Это была серьезная математика, а некоторые известные, но
до тех пор не решенные проблемы были решены, но непонятно как. Все это
произвело ошеломляющее впечатление. Молодого человека из Индии выписали в
Кембридж. Он оказался сыном провинциального почтмейстера, который не
получил никакого высшего образования, только окончил среднюю школу в
провинциальной Индии. Он сам прочитал несколько математических книг. У
него было развито необычайное математическое видение: его записи до сих
пор изучаются. Обладая странностями характера, он был вегетарианцем и
рано умер от туберкулеза. Как Индия могла породить такого человека?!
Это, конечно, уникальный случай, но не отражает ли это некое свойство
индийской культуры и менталитета? — В России такое водится… — В
России мы имеем феномен Гриши Перельмана... Когда я был у Билла Гейтса,
то выяснил, что половина его окружения в управлении компании
«Майкрософт» — русские, получившие образование в Москве и Ленинграде,
Новосибирске. Черную работу они не делали, только системное управление.
Выяснилось, что системное проектирование могут делать только ученые,
воспитанные в научных школах и традициях России. Кстати, Сибирское
отделение РАН, быть может, лучше наших столиц пережило критические годы
лихолетия нашей науки, которое, как я надеюсь, уже позади. — Эти школы еще живы? — Да,
они живы. Но их нужно кормить, к ним нужно внимательно и с любовью
относиться, как к детям, которым принадлежит будущее... Влияние войн — ...Вот смотрите: оценки
потерь Первой и Второй мировых войн… Мы вернулись на тот же график
роста, который был до Первой мировой. Вот кривая роста человечества, тут
есть такая выбоина, образованная Первой и Второй мировыми войнами. Но
самое главное, что после этого мы не сместились на новую кривую роста, а
вернулись на прежнюю. Это очень четко видно. — Причем в каждой отдельной стране мы наблюдаем демографические волны, связанные с войной, а в целом… —
А в целом она такая вот, как на графике. Если вы вычислите, сколько
людей было в этой выбоине, то это даст нам возможность определить полные
потери за этот период. — То есть полные потери: неродившиеся дети нерожденных детей. Не просто физические жертвы, но и потерянные поколения. —
Да. И итоговая цифра потерь оказывается равной 280 млн — в два раза
больше, чем интегральные потери, которые оценивались раньше. Раньше
давалась цифра в 120 млн, из них 50 млн было убито непосредственно на
войне. — Это странная цифра. — Вы погодите. Это же оценка
для мира в целом, здесь лучше рассуждать не детально. Вы можете сказать,
что войны и не было, потому что мы вернулись как бы на прежнюю
траекторию. Это был страшный сон такой. — То есть рана затянулась? — Да, затянулась. Это поразительный факт. Волны демографические пошли, но они очень постепенно затухают… |
Михаил Леонтьев
|