Возвращение
американского лазера?
Новое решение американского военного
ведомства, похоже, может вызвать множество вопросов. Оно касается программы ABL
(AirBorne Laser), подразумевающей создание авиационного комплекса, вооруженного
лазером для поражения баллистических целей. В конце прошлого 2011 года Конгресс
США потребовал от военных собраться с мыслями и провести анализ всех своих перспективных
разработок, которые в силу разных причин пока не дали ожидаемого результата.
Это требование было вызвано тем фактом, что Пентагон регулярно жалуется на
недостаток финансирования, регулярно хвастается революционно новыми проектами и
не менее регулярно закрывает их за бесперспективностью. Все бы было ничего, но
перед закрытием любая такая программа успевает «скушать», как минимум,
восьмизначную цифру в долларовом эквиваленте.
Основные претензии конгрессменов касались двух перспективных проектов:
рельсовой пушки и лазера воздушного базирования. Один из них, по мнению
Конгресса, должен был быть, что называется, «оптимизирован по расходам», иными
словами, заморожен или даже закрыт. Вряд ли в Пентагоне или агентстве DARPA
обрадовались такому предложению, но и отказаться от него они не могли. Пришлось
выбирать. В итоге анализа и сравнения более перспективными были признаны
рельсовые пушки. Вскоре после объявления военными результатов этих «выборов»
стало известно, что работы в направлении рейлганов будут продолжены с новыми
силами и испытания полноценного опытного образца корабельного базирования
получится начать уже к концу текущего десятилетия. Что касается программы ABL и
ее главного элемента – самолета Boeing YAL-1, то работы по ним свернули, а всю
документацию отправили в архив.
Можно было бы позлорадствовать, мол, в очередной раз заигрались в «Звездные
войны», потратили кучу денег и ничего в результате не получили. Собственно
говоря, немало людей последние полгода этим и занимались. Однако недавние
события в Северной Корее могут стать причиной нового витка в истории ABL. Когда
стало известно о планах Пхеньяна на запуск спутника «Кванменсон-3» некоторая
часть мирового сообщества буквально переполошилась. Начались разговоры о том,
что ракета поднимет никакой не спутник, но боевую часть, и это не попытка
освоения космоса, а испытание новой баллистической ракеты. Учитывая обстановку на
Корейском полуострове и происхождение ракеты-носителя «Ынха-3» все эти
заявления не выглядят исключительно паранойей. В ходе международного обсуждения
и осуждения корейских планов некоторые высокопоставленные лица США стали
говорить о необходимости форсирования работ по созданию полноценной
противоракетной обороны.
Но разговоры – это разговоры, а для создания ПРО нужны более серьезные
заявления и документы. В начале мая агентство MDA (Missile Defence Agency –
Агентство по противоракетной обороне) выпустило официальный пресс-релиз, в
котором говорится о возможности возобновления программы ABL. Причин несколько.
Во-первых, с каждым годом увеличивается необходимость мобильного комплекса для
перехвата баллистических ракет, во-вторых, имеющиеся средства ПРО в перспективе
могут иметь меньшую эффективность, чем самолет с лазером. Наконец, только на
Boeing YAL-1 было потрачено порядка пяти миллиардов долларов. Это не та сумма,
которую можно забыть и выбросить, закрыв проект.
С другой стороны, возобновление ABL не даст результат уже завтра. В то время,
когда Пентагон принимал решение о закрытии этой программы, она не представляла
собой нечто, что со дня на день можно будет запустить в серию. И вся программа
в целом, и отдельные направления по созданию лазеров (TILL, BILL, HEL), и попытки
установить их на летающую платформу больше напоминали исследования по теме, а
не полноценное создание готовой системы. Оно и понятно, всю технику программы
ABL нужно было делать почти с нуля, а потом еще и добиваться ее совместимости
между собой. Именно по этим причинам проекты уже обошлись в копеечку. Да и в будущем
они не будут дешевыми, ведь все системы требуется довести до ума, обеспечить их
пригодность для массовой эксплуатации и т.д.
Самым известным результатом программы ABL является самолет YAL-1, имеющий на
борту несколько лазеров для обнаружения, сопровождения и атаки цели. До
закрытия проекта он успел налетать несколько сотен часов и уничтожить три
учебные цели. В планах организаций, занятых в проекте, были еще сотни часов
налета и десятки учебных перехватов. Однако все перечеркнула финансовая составляющая
экспериментов. Переоборудование готового самолета Boeing 747-400 обошлось в
полтора миллиона долларов, а на один летный час без применения лазеров приходилось
тратить порядка ста тысяч. Вдобавок к высокой стоимости испытаний химические
компоненты, применяемые в боевом лазере, являются высокотоксичными и требуют
особенного отношения к себе. В конечном счете, это тоже увеличивает стоимость
программы.
Тем не менее, по-видимому, решение о возобновлении программы ABL уже можно
считать принятым. Что интересно, разговоры о северокорейской угрозе в принципе
можно считать достаточным аргументом для возвращения к закрытой программе.
Учитывая состояние дел по ABL и текущие возможности Северной Кореи в области
ракетостроения, можно сделать вывод о том, что полноценный боевой самолет с
лазером на борту будет готов примерно к тому времени, когда корейцы смогут
построить серьезную ракету средней или большой дальности. Обеим странам предстоит
потратить немало времени на завершение своих проектов. Примечательно, что
некоторые американские конгрессмены рассуждают так: если у потенциального
противника нет ракет, то и нам противоракетная система не нужна. И добавляют к
своему аргументу некоторые подробности сметы программы ABL. В некотором роде
они правы, что, однако, никак не влияет на необходимое для доводки ABL и YAL-1
время.
По материалам сайтов:
http://www.dailytechinfo.org/
http://dvice.com/
http://www.mda.mil/
Автор Рябов Кирилл
|