Что ждет Россию к
2030 году
России не в первый раз находится на распутье, решая, по
какой дороге идти и при этом не прогадать. Завершившийся очередной
думско-президентский электоральный цикл поставил перед властью предельно
естественную задачу: необходимо определиться, в каком направлении и как двигаться
дальше. В этих условиях представленные Минэкономразвития долгосрочные сценарии
развития политико-экономического курса России оказываются весьма кстати.
Ведомство Эльвиры Набиуллиной (Минэкономразвития России) потрудилось, что и говорить, на славу.
Правительству, которое пока еще возглавляет избранный президент Владимир Путин
и которое уже в мае с очень большой долей вероятности перейдет под руководство
Дмитрия Медведева, Минэкономразвития предлагает на выбор 2 сценария развития
России – консервативный и инновационный. Если упростить, то власти предлагается сделать
выбор: двигаться дальше по сырьевой модели развития экономики и в перспективе
превратиться в «энергетическую сверхдержаву», либо сместить курс на «экономику
знаний», совершив технологический рывок вперед, пусть и не по сингапурскому сценарию
(конечно, наши экономисты не чураются фантазировать, но пределы их мечтаниям
существуют и обусловлены объективной картиной положения дел в стране).
Согласно представленному докладу стать энергетической
сверхдержавой Россия сможет, если наладит масштабную разработку новых
месторождений полезных ископаемых, развивая соответствующую инфраструктуру и
активно импортируя современные технологии, в т. ч. прокладывая трубопроводы,
строя новые
электростанции и в целом развивая энергоемкие производства. Инновационный
сценарий развития страны вовсе не отрицает предложения предыдущего сценария, но
при этом предполагает больший упор сделать на развитие высоких технологий. При
реализации данного сценария планируется увеличение вливаний – денежных и
интеллектуальных («приток мозгов») – в науку, образование, медицину,
транспортную инфраструктуру, машиностроение, развитие информационных технологий
и т. п. Предполагается, что, не отказываясь от экспорта углеводородов и
разработки новых месторождений, России все же удастся «слезть с сырьевой иглы».
При всей серьезности данных подходов многих не покидает
ощущение какой-то фантастичности данных сценариев. В любом случае, сегодняшнее
состояние российской топливно-энергетической инфраструктуры не располагает к
построению оптимистичных прогнозов. Какая в этом случае может быть разработка
новых месторождений? Современным компаниям монополистам слишком сытно сидеть на
том, что у них есть. Да, геологи постоянно что-то говорят об истощении разведанных
природных ресурсов, но произойдет это не завтра, и даже не до конца текущего
года, а дальше, как говорит поговорка, хоть трава не расти. При этом прогнозы
экономистов, предполагают не только техническую революцию, но и настоящий
прорыв в мозгах отечественных топ-менеджеров, что уже гораздо сложнее. В любом
случае, заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач в интервью газете
«Ведомости» отметил, что правительству – нынешнему или будущему в любом случае
придется определиться с направлениями развития до конца
апреля. Учитывая, что сегодня уже май, можно уверенно предположить, что выбор этих направлений уже состоялся.
Также чиновник подчеркнул, что важное отличие двух
представленных стратегий от тех, что даются на ближайшие 3 года заключается в
том, что не содержит никакой привязки к прогнозируемым ценам на нефть.
Ведомство опиралось на привязку к институциональным изменениям, политической
ситуации в зависимости от бюджетного маневра. Стоит отметить, что очевидно, что
вариант инновационного
сценария развития является более затратным. Тогда как консервативный вариант
требует 1% прибавки ВВП на медицину и образование и 0,8% ВВП на безопасность и
оборону, то сценарий перехода на высокие технологии требует на 2% и 1% больше
затрат, а также требует роста затрат непосредственно на экономику в размере
0,5% ВВП.
Консервативный вариант развития страны не требует совершения какого-либо
прорыва, он гораздо более щадящий и даже предполагает наличие бездефицитного
бюджета. Правда, и выполнение всех данных премьером обещаний при данном
развитии сценария не представляется возможным, равно как и предполагает «придушение»
уже запушенной программы перевооружения, а также сокращения зарплат военных.
Этот же вариант предполагает неизбежный рост дифференциации развития регионов и
доходов населения, что все в совокупности чревато ростом социальной напряженности
в обществе, предупреждает МЭРТ. В свою очередь инновационный сценарий может решить эти проблемы, но и
дефицит российского бюджета будет расти и преодолеть его не удастся, равно как
и избежать увеличения госдолга, который к 2030 году может вполне достигнуть 25%
от ВВП страны.
Риски, которые ждут Россию в ближайшие годы
Сужение геоэкономического пространства для России. В новом мире к 2030 году
нашей стране может не оказаться места. Сегодня Китай, сохраняя дешевые факторы
производства, может создавать все более технологически сложную продукцию.
Страны Восточной Европы, которые принимают производства стран «старой Европы»,
получают доступ к самым современным и передовым технологиям, современным
институтам инновационной системы, дешевым долгосрочным финансовым ресурсам. При
этом, по мнению экспертов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного
прогнозирования (ЦМАКП) у России остается возможность осуществить качественный
рывок в экономике. Для этого у нас есть более дешевые средства производства и
богатая собственная сырьевая база, чего нет в Европе. В отличии же от КНР
Россия располагает потенциалом в наиболее технологически сложных сферах, к
примеру, ядерной энергетике, военном самолетостроении.
По мнению экономистов, у России есть 2 пути развития до
2030 года. По первому инерционному сценарию, при ценах на нефть на уровне 90-95
долларов за баррель, темпы роста ВВП не будут превышать 4-4,5% в год из-за
медленного роста экспорта, товарооборота и государственного потребления. При
этом сценарии уже в 2014-2015 году возникает риск девальвации, который может
втянуть Россию в «латиноамериканский цикл». В данном цикле обесценивание
национальной валюты ведет к инфляции, потом к кризису платежного баланса и новому
витку девальвации. Будет ждать Россию и кризис бюджета: стабильный дефицит
госказны оценивается на уровне 3-3,5%.
Выходом из ситуации может быть переход от модели стабилизации экономики к
модели ее развития, считают специалисты ЦМАКП. Российское общество и экономика
находятся в ситуации велосипедиста: поддерживать в стране стабильность –
макроэкономическую, бюджетную и социальную – можно лишь при интенсивном развитии.
Без интенсивного развития вся экономическая политика будет направлена на
латание дыр – макроэкономической стабильности – за счет ослабления курса рубля,
социальной стабильности – за счет бюджета, бюджетной стабильности – за счет
новых налогов. Необходимость модернизации неизбежна.
При политике модернизации возможны также 2 сценария. Первый – «индустриальная
модернизация». Заключается в росте госинвестиции в создание инфраструктуры, при
нем полностью исполняется госооборонзаказ, а государственный долг сохраняется
на безопасном уровне в 14-16% ВВП. При этом правительство отказывается от роста
налогов на несырьевые сектора производства, увеличивает нагрузку на сырьевой
сектор, на потребление населения и на имущество.
При втором сценарии – «социально-консервативном» правительство проводит
умеренно жесткую бюджетную политику, главным приоритетом которой является
выполнение всех взятых соцобязательств. Проводится налоговая реформа, которая
ведет к росту нагрузки на потребление и доходы населения. Устойчивость
платежного баланса обеспечивается за счет притока прямых иностранных инвестиций
и увеличенным объемом экспорта углеводородов.
Риск демографической угрозы
По оценкам демографов, людей старше 65 лет в России к 2030 году станет на 60%
больше в сравнении с 2010 годом. С учетом сокращения общей численности
населения, почти каждый пятый гражданин России будет старше 65 лет (в настоящее
время это примерно каждый десятый). В настоящее время средний, то есть не самый
пессимистичный и не самый оптимистичный прогноз Росстата говорит о том, что
число людей в возрасте от 15 до 64 лет к 2030 году уменьшится на 12-13 млн.
человек. При этом вполне очевидно, что в этом случае общество столкнется с
большим количеством социально-экономических проблем.
В первую очередь сокращение числа населения в трудоспособном возрасте и
старение населения приведут к дефициту рабочей силы. Сможет ли Россия
адаптироваться к этой ситуации вопрос открытый. Неизбежны станут и изменения в
системе образования. В условиях сокращения численность населения и его
экономически активно части, чаще всего растет число людей с высшим образованием.
В этой ситуации конкурс в вузы сильно падает и им приходится понижать планку
вступительных испытаний. В результате этого высшее образование оказывается
доступнее для большего количества людей.
По прогнозам института демографии, к 2030 году в России число людей с высшим
образованием увеличится и достигнет 27 млн. человек (в 2010 было 24 млн.). В
это же время людей со средним профессиональным образование напротив станет
меньше на те же 3 млн. человек – 20 млн. В таких условиях будет расти спрос на
представителей рабочих профессий, людей, которые могут что-то делать своими руками. Заполнить этот
пробел можно при помощи приглашения малоквалифицированных рабочих мигрантов,
что повлечет рост социальной напряженности в обществе, либо повышать оплату
профессий, которые не требуют наличия высшего образования, делая их более
привлекательными. Самое же главное заключается в том, что поддерживать
экономический рост в стране, в которой сокращается население трудоспособного
возраста практически невозможно, вне зависимости от сценария развития экономики
выбранной правительством.
Главная опасность для России заключается в том, что самая большая страна в мире
по площади имеет лишь 9 по численности население в мире. И только у России из
числа 7 самых больших по площади стран (в порядке убывания за Российской
Федерацией следуют Канада, США, КНР, Бразилия, Австралия, Индия) продолжается
процесс депопуляции. Во всех остальных странах данной семерки население
увеличивается.
В случае не самых благоприятных прогнозов, при которых население страны может
сократиться до 100 млн. человек (из которых половина будет приходиться на
пенсионеров и детей), Россия со своими 17 млн. кв. километров территории и
значительно возросшей конкуренцией за природные ресурсы в мире может
столкнуться с реальными угрозами территориальной целостности и национальной безопасности.
Уже сейчас низкая плотность населения на Дальнем Востоке в несколько раз
увеличивает возможность развязывания Китаем военного конфликта малой
интенсивности.
Использованы источники:
www.km.ru/v-rossii/2012/04/16/ekonomika-i-finansy/rossiya-2030-syrevoi-pridatok-ili-tekhnologicheskaya-derzhav
www.info-pravo.com/blog/prognoz_razvitija_ehkonomiki_rossii_do_2030_goda/2012-02-17-5900
www.newsland.ru/news/detail/id/941379/
Автор Юферев Сергей
|