Главный аэродром базирования
знаменитых пилотажных групп теперь будет бизнес-терминалом Керимова.
То, во
что отказывались верить многие военные летчики, случилось. Правительство России
распорядилось открыть знаменитый подмосковный военный аэродром Кубинка для
выполнения международных полетов гражданских воздушных судов. Большую часть
авиабазы в 2010 году на организованном Министерством обороны аукционе выкупил
миллиардер Сулейман Керимов. Кубинка миллиардеру понадобилась, чтобы возвести
на ней терминал для бизнес-авиации. Действительно, очень удобно. Отличное
летное поле, много места для самолетных стоянок, да и Москва под боком. Но на
Кубинке по сей день базируются наши уникальные пилотажные группы «Стрижи» и «Русские
витязи», летающие на серийных фронтовых истребителях Су-27 и МиГ-29.
Мастерством их пилотов восхищалось полмира. И очень многие обоснованно
опасаются, что и «Стрижи», и «Витязи», скорее всего, теперь отлетались.
История вопроса такова. С 1938 года Кубинка практически полностью
использовалась только военными самолетами. В 1993 году сюда перевели часть боевых
машин и управление самой мощной в наших ВВС в тот период 16-й воздушной армии,
выведенной из Германии. Армия эта стала стержнем противовоздушной обороны
Москвы. Но быстро усохла вначале до авиационного корпуса, а потом и вовсе
перестала существовать. Сегодня на аэродроме остались Центр показа авиационной
техники имени Ивана Кожедуба, в который входят пилотажные группы «Стрижи» и
«Русские витязи», ОАО «121-й авиационный ремонтный завод», 226-й отдельный
смешанный авиационный полк (вертолёты Ми-28, Ми-8, самолёты Ан-12, Ан-24,
Ан-26, Ан-30, Ту-134) и учебно-спортивная организация Кубинский АТСК РОСТО. Для
огромной авиабазы - слезы.
В 2009 году в рамках программы приватизации премьер-министр Владимир Путин
исключил Кубинку из перечня аэродромов совместного базирования.В 2010 году
земельный участок размером 46
гектаров (весь аэродром занимает 60 гектаров) с
прилегающей инфраструктурой за $7 млн. на тендере Минобороны выкупил Керимов
для осуществления своих бизнес-проектов. ООО «Нафта-Москва», которая управляет
его активами, планирует возвести на базе пока еще боевого аэродрома международный
бизнес-терминал. Объем требуемых инвестиций оценивается в сумму миллиард
долларов. Уже к 2018 году предполагается преобразование Кубинки в гражданский
аэропорт.
Что теперь будет со «Стрижами» и «Витязями»? Этого, похоже, не знает никто. Генералы,
да и сам министр обороны РФ Анатолий Сердюков не раз говорили о том, что не допускают
и мысли о расформировании прогремевших на весь мир пилотажных групп. Но по
гарнизону, да и не только по нему, давно ползут слухи, что постепенно военных
выставят с аэродрома. Скорее всего, переведут в Липецк. Без сомнения, это и
будет конец. В то, что все до единого здешние асы немедленно возьмут под
козырек, побросают подмосковные квартиры и отправятся с семьями туда, где их
никто не ждет, верится слабо. Рапорт на увольнение хотя бы нескольких означает,
что крутить в небе на истребителях немыслимой сложности фигуры группового
пилотажа уже не получится. Невероятная слетанность групп, чтобы от крыла до
крыла - всего пара метров, достигается годами. Заменить выбывших долго не
получится.
О том, какие последствия будет иметь передача Кубинки коммерсантам, корреспондент
«СП» поговорил с заслуженным летчиком-испытателем, Героем России полковником
Магомедом Толбоевым:
«СП»: - Вы еще недавно заявляли, что едва ли не в одиночку бьетесь за Кубинку.
Выходит, проиграли?
– Да, выступал и на телевидении, и по радио, и в газетах. Но я не могу
противостоять правительству России. Высказывал и высказываю свое мнение –
мнение офицера Российской армии, полковника Военно-Воздушных сил, который
уважает свою русскую авиацию. Когда ее уничтожают – это боль души. За что и
почему русскую авиацию пытаются уничтожить всеми путями, я не понимаю. И вот
сегодня этот карательный меч достиг Кубинки.
«СП»: - Каково значение этого аэродрома?
– Кубинка – это несущая конструкция всего бывшего Московского, а теперь
Западного военного округа. Это не только аэродром. Это, например, еще и подземные
базы. От Кубинки до Кремля ведет прямая подземная железная дорога. А теперь вся
эта инфраструктура попадает в руки коммерсантов.
«СП»: - Сколько единиц военной авиатехники там пока базируется?
– Точно не могу сказать. Но их количество измеряется сотнями: это «Русские
витязи» на Су-27, это «Стрижи» на МиГ-29, это «Русские гусары» на Су-25.
Поймите, Кубинка – это фундамент нашей авиации.
«СП»: - Если этот аэродром собираются преобразовать в гражданский аэропорт к
2018 году, куда перебазируют «Стрижей» и «Витязей»? Или они останутся там же?
– Их будут перебазировать под Липецк.
«СП»: - А сами летчики туда поедут?
– Этот вопрос я тоже поднимал. Люди уже привыкли, ужились, обустроились, а
теперь им куда-то сниматься с места. Военного человека обидеть ничего не стоит:
в силу своей присяги он не может сопротивляться. «Тяготы и лишения переносить
достойно» – так написано в уставе, и мы это выполняем. Но бизнесмены этим
пользуются. У них и так все хорошо, но лучше бы они этим военным летчикам дали
землю под дачи в Подмосковье. Военные – эта самая оскорбленная часть населения
России.
«СП»: - То есть, отдавая Кубинку под коммерческое использование, мы ставим под
угрозу существование элитных пилотажных групп?
– У всех уважающих себя стран помимо национального герба, гимна и флага, существует
своя национальная пилотажная группа: у испанцев, у итальянцев, у французов,
американцев. Они летают от имени своего государства, своего народа и
президента. Наших – уничтожают. В 90-х годах мы с Анатолием Квочуром летали с
этими группами по всему миру: Америка, Южная Африка, Тайланд, Австралия – в
самые трудные времена мы показывали, что Россия жива. И сегодня нам говорят «Вы
никто». Для меня лично как офицера русской армии это оскорбительно.
«СП»: - Как перевод с этого аэродрома скажется на подготовке пилотажных групп.
– Плохо скажется, потому что единая система будет разрушена. У нас уже нет авиации:
3-4 самолета за год построили, и сразу «Ура!» по всем каналам. Нам таких самолетов
нужно не 3-4, а 1304!
«СП»: - Какие авиабазы теперь будут ближайшими к Москве?
– Ближе Воронежа и Липецка ничего не будет.
«СП»: - А что с летной школой, с обучением новых летчиков?
– У нас четыре года не было набора курсантов, которые должны прийти на смену нынешним
летчикам. Только в этом году министр обороны разрешил возобновить набор. Я
вообще ничего не могу понять: территория России – это не Швейцария, и не
Ватикан. Это огромная страна, которой нужна соответствующей мощи авиация. Югославию
разгромили авиацией за двадцать с лишним дней, не вводя в нее ни одного солдата
НАТО. Ливию разгромили авиацией, Ирак – тоже. Все зависит от Военно-Воздушных
сил. Поэтому русскую авиацию надо сохранить и поднимать не единичными
покупками, а масштабными.
«СП»: - А кто теперь будет обеспечивать защиту неба Москвы? ......................................................
Источник: svpressa.ru
|